Экологические разрешения в Великобритании

Автор: | 09.07.2017

Краткий аналитический обзор разрешительной системы, применяемой в экологическом регулировании промышленной деятельности в Великобритании

Резюме

Настоящий обзор подготовлен на основе англоязычных материалов, доступных в сети Интернет, как на сайтах органов государственного управления Великобритании, так и на других специализированных сайтах (общественных, консалтинговых организаций и др.). В текст обзора включены гиперссылки (обычно в режиме подстраничных сносок) на все основные материалы, использованные при подготовке обзора.

Целью обзора является краткое знакомство заинтересованного читателя с базовыми характеристиками являющейся основой экологического регулирования разрешительной системы, принятой и продолжающей развиваться в Великобритании (на примере Англии и Уэльса).

Важно подчеркнуть, что система экологического регулирования, в том числе и разрешительной деятельности, в Великобритании складывалась не одно десятилетие и характеризуется особенностями, связанными как с самой историей и сегодняшней практикой развития этого вида регулирования, так и со спецификой, отражающей многовековую историю демократической системы государственного управления и регулирования в целом. Сама по себе эта систем является чрезвычайно сложной, многокомпонентной, динамичной и, в то же время, максимально открытой.

Хотя адаптация такой системы к реальным условиям сложившейся в Российской Федерации регулятивной практики невозможна, следует обратить внимание на ряд особенностей британской разрешительной системы, которые целесообразно учитывать при построении новой российской системы экологического регулирования, основанной на переходе к технологическому нормированию. К таким особенностям следует отнести следующие позиции:

  1. Разработка и внедрение единой разрешительной системы в области охраны окружающей среды в Великобритании осуществлялись в рамках специальной программы, рассчитанной более чем на десятилетие.
  2. Комплексный характер единой разрешительной системы, ее сложность и объемность, охват всех ранее существовавших разрешительных режимов, всех видов и типов регулируемых объектов, всего многообразия нормативных требований, изложенных в директивах ЕС и национальных нормативных правовых актах (НПА).
  3. Универсальность принципа технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ) за счет его распространения на все виды регулируемых объектов.
  4. Разделение разрешительных процедур и содержательной составляющей (экологических требований, включаемых в разрешения). Процедуры являются предметом основного текста базового законодательного акта (Регламента 2016 г.), а требования к регулируемым объектам взяты из «экологических» директив ЕС и национальных НПА и в сжатом, но исчерпывающем виде зафиксированы в соответствующих приложениях к Регламенту.
  5. Последовательная детализация требований НДТ, используемых в экологических разрешениях, включая технологические показатели / нормативы, в законодательстве, других НПА и методических документах.
  6. Широкое применение возможности отступления от требований НДТ при выдаче экологических разрешений на основе результатов оценки экологических рисков и проведения анализа затрат и выгод.
  7. Детальная проработка нормативной, методической и информационной основ регулирования, что существенно повышает эффективность регулирования и облегчает задачи, как регуляторов, так и операторов регулируемых объектов.
  8. Сосредоточение регулятивных полномочий преимущественно на региональном / субрегиональном уровне.
  9. Индивидуальный характер выдаваемых экологических разрешений для наиболее значимых загрязнителей при одновременном наличии стандартных правил для однотипных объектов с низким уровнем воздействия на окружающую среду.
  10. Многовариантность регулятивных процедур (регулируемые объекты, регуляторы, виды разрешений и т.п.).
  11. Открытость, публичный доступ ко всем видам информационных ресурсов, касающихся организации и функционирования разрешительной системы.
  12. Ориентация на партнерские отношения между регуляторами и операторами регулируемых объектов.

Содержание

I. Введение
II. Программа формирования единой разрешительной системы
III. Законодательное, методическое и информационное обеспечение регулирования
3.1. Нормативная база регулирования
3.2. Нормативная методическая и методическая база регулирования
3.2.1. Руководства по разрешительным процедурам
3.2.2. Технические руководства
3.2.3. Дополнительные материалы
3.3. Информационная база регулирования
3.3.1. Программа формирования «электронного правительства». Регулятивная реформа
3.3.2. Информационные ресурсы разрешительной системы. Публичные реестры экологической информации
IV. Предмет, цель и задачи регулирования, регулируемые параметры
4.1. Предмет регулирования
4.2. Цель регулирования
4.3. Задачи регулирования
4.4. Регулируемые параметры
V. Субъекты регулирования
5.1. Уполномоченные государственные органы
5.2. Регуляторы
5.2.1. Агентство по охране окружающей среды
5.2.2. Местные органы власти
5.3. Операторы
5.4. Другие заинтересованные стороны
VI. Регулируемые объекты
VII. Инструменты регулирования
7.1. Нормативные и справочные документы, определяющие характеристики НДТ и иные требования к регулируемым объектам, устанавливаемые в ЭР
7.2. Экологические разрешения
7.2.1. Заявки на получение ЭР и их рассмотрение
7.2.2. Условия выдаваемых разрешений
7.2.3. Особенности регулирования установок класса А (в соответствии с ДПЭ)
7.2.4. Типы и форматы разрешительной документации
7.2.5. Стандартные разрешения
7.2.6. Единые (консолидированные) разрешения
7.2.7. Регистрация освобождений от необходимости получения разрешений
7.2.8. Апелляции
7.3. Система экологического менеджмента
7.4. Контроль и мониторинг соблюдения требований экологических разрешений
7.4.1. Методы оценки соблюдения требований
7.4.2. Средства обеспечения соблюдения требований
7.4.3. Мониторинг и производственный контроль
7.5. Платежи, связанные с разрешительной деятельностью
7.6. Обеспечение компетентности и повышение квалификации персонала
VIII. Заключение
Приложения:
Приложение 1 Содержания Регламента разрешительной деятельности
Приложение 2 Интернет-страница по экологическим разрешениям

Приложение 3 Базовое руководство по разрешительной деятельности
Приложение 4 Руководство по установкам класса А
Приложение 5 Руководство по установкам для производства цветных металлов
Приложение 6 Руководство по производству меди
Приложение 7 Стандартные правила и разрешения
Приложение 7.1 Стандартные правила для установок с низким уровнем воздействия
Приложение 7.2 Стандартные правила для хранения готового к переплавке металлолома
Приложение 7.3 Заявка на получение экологического разрешения. Часть B1
Приложение 7.4 Указания по заполнению части B1 формы заявки

Добавить комментарий